Школьные экзамены сданы, документы в учебные заведения поданы, дополнительные испытания пройдены. И вот на доске со списками поступивших родители с детьми выискивают свою фамилию, но ее там нет… Что делать, если ваш ребенок не поступил в вуз?
Превратить проигрыш в выигрыш
После провала при зачислении в вуз обстановка в семье, как правило, напряженная. Реабилитацию «неудачника», конечно, должны взять на себя родители, чтобы несостоявшийся студент не потерял веру в себя, не впал в депрессию и не пустился во все тяжкие. Гнев и упреки ситуацию не исправят. Поддержите свою птицу с опаленными крыльями, измените взгляд ребенка на ситуацию, наконец, обратите проигрыш в выигрыш.
Кто виноват
Родители, которые хотят помочь своему ребенку пережить провал, должны диагностировать его причину. Если отбросить пересуды о коррупции в вузах, слишком больших конкурсах и очень популярных специальностях, проблема часто кроется в желаниях самого чада, его мотивации.
Ситуации две: выбор учебного заведения и специальности был либо желанным, либо продиктованным родителями.
Если ребенок определялся с профессией в соответствии со своими талантами, трагедии нет. Ему просто нужна еще одна попытка и время на то, чтобы упрочнить свои знания и умения. Если он, например, хорошо рисует, то продолжит это занятие и все равно реализует себя в живописи, нужно лишь время. Здесь для родителей главное — поддержать его на первом этапе и уверить, что он действительно хороший художник, актер, певец, журналист или программист, напомнить о его прошлых успехах, победах на конкурсах и призвать к развитию.
«Все наши таланты — прямое указание на то, чем мы должны заниматься в жизни, — считает психолог, психоаналитик Марина Вознесенская. — Если этот фактор не учитывался при выборе профессии, ничего хорошего не выйдет, и провал при поступлении вполне ожидаем. Более заинтересован в поступлении тот человек, мотивация которого высокая, то есть связана с его одаренностью».
Что касается второго случая, когда вуз и специальность навязали родители из соображений престижности вуза или прибыльности будущей профессии, с мотивацией самого ребенка могут быть проблемы. «Интерес к данной профессии у него заранее снижен, так как выбор за него сделали авторитетные лица, в данном случае, родители. Человек подсознательно не заинтересован получить ту специальность, которую ему навязали. Проще говоря, не лежит душа. Чаще всего именно по этому поводу готовится к экзаменам он спустя рукава и не поступает. Это норма», — поясняет Вознесенская.
Что делать
Конечно, главная задача родителей — поддержать чадо, подбодрить. На бытовом уровне важно дать ему понять, что ничего страшного не произошло и если это его судьба, он обязательно поступит в следующем году, просто нужна еще одна попытка.
Профессиональные психологи советуют снизить важность произошедшего, как писал Дейл Карнеги, сделать из кислых лимонов лимонад. Разумеется, раны еще свежи, и действовать нужно очень деликатно.
Если ребенок сам выбрал профессию, но не поступил, предложите ему повысить свой уровень в данной области знаний. Пойти на курсы, поучаствовать в конкурсах, не только местных, но и региональных, и всероссийских.
Если вы настаивали на выборе той или иной специальности, переориентируйте ребенка. То есть разыщите в нем те таланты, которые можно использовать в профессиональной деятельности. Пусть на этот раз он выбирает, где ему учиться, не из утилитарных соображений, а исходя из способностей.
В любом случае, чьим бы выбором не была недостигнутая профессия, превратите проигрыш в выигрыш. Объясните ребенку, что ничего страшного в провале нет, отыщите плюсы в случившемся. Приведите позитивные примеры тех, кто тоже не поступил, но в итоге достиг высот.
Убедите несостоявшегося студента в том, что такой исход событий даже хорош. Теперь есть время спокойно подготовиться к новому штурму вуза, обдумать, а действительно ли интересна выбранная профессия, более тщательно проштудировать школьную программу и т. д. Такой тайм-аут пойдет только на пользу, теперь будущий студент знает, к чему готовиться, ведь кухню он испробовал на себе.
Когда страсти намного улягутся и слезы высохнут, вместе составьте план действий на будущее.
Как не потратить время впустую
До новой вступительной кампании в вузы еще целый год. Как его потратить таким образом, чтобы знания не улетучились, а заодно не испарилось и желание получать образование?
Учиться, учить и еще раз учиться
Можно посвятить все силы учебе, чтобы в следующем году получить более высокие баллы по ЕГЭ.
Во-первых, неплохо было бы поступить на подготовительные курсы в желаемый вуз. Бывший школьник почти почувствует себя студентом и, кроме того, сможет понять, нравится ему в этом вузе или стоит поискать другой, пока не поздно.
Если нет возможности посещать курсы, наймите репетиторов. Хорошо, если это будут преподаватели вузов. Они и общее представление об учебном заведении дадут, и о требованиях расскажут. Однако школьные учителя более лояльны и объяснят все, что непонятно. Распланируйте время так, чтобы остались часы и на самоподготовку.
Учиться и работать
Можно совместить занятия на курсах или с репетитором с работой. Идеальный вариант — утроиться в организацию, которая даст целевое направление в вуз. Такими полномочиями, как правило, обладают органы государственной власти или местного самоуправления.
При вузах часто открыты вакансии. Набирают лаборантов и методистов, которым не обязательно обладать специальной подготовкой. Льгот при поступлении получить не удастся, зато получится увидеть универ своей мечты изнутри, познакомиться с преподавателями, стать «своим» еще до поступления.
Если нет возможности устроиться в администрацию или вуз, стоит попытаться найти работу в сфере будущей профессии, чтобы почерпнуть необходимые навыки и знания.
Учиться… в колледже
Лучше всего — не тратить время и поступить в колледж. Такое решение будет наиболее выигрышным, если после двух (трех) лет в среднем учебном заведении откроется путь на второй (третий), курс высшего. Причем, чаще всего не придется сдавать никаких экзаменов и переживать за результаты ЕГЭ. Приемная комиссия, как правило, ограничивается собеседованием в данном случае.
«Не нужно бояться колледжей, ведь рынку специалисты со средним образование нужны ничуть не меньше, чем с высшим, — поясняет Сергей Цыганов, психолог-профориентатор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра социальноз-трудовой адаптации и профориентации молодежи „Гагаринский“. — В последнее время уровень колледжей значительно вырос. В некоторых конкурс при поступлении достигает 15 человек на место, что бывает не во всех вузах.
Средние учебные заведения, во-первых, предоставляют бюджетные места исходя из договоров с потенциальными работодателями. То есть выпускникам практически гарантировано первое место работы.
Во-вторых, большинство колледжей дают возможность поступить в вуз сразу на третий курс. Получается, что не поступившие одиннадцатиклассники практически не потеряют времени и получат диплом о высшем образовании максимум на год позже своих сверстников.
В-третьих, за короткий срок в один-два года обучения молодой человек может сориентироваться с наименьшими потерями: „А действительно ли мне интересна эта специальность?“
В-четвертых, уровень подготовки в средних учебных заведениях очень высок, специалисты выходят из колледжей грамотными и готовыми к работе».
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.