Не все дети одинаково здоровы. И если вы понимаете, что в обычный детский сад вашему ребёнку лучше не идти, самое время обратить внимание на сады компенсирующего вида. Как найти тот, который занимается именно вашей проблемой, как туда устроиться и какие проблемы ждут на этом пути, расскажет Михаил Мельников.
Понятия « ;детского сада компенсирующего вида& raquo; и «коррекционного детского сада& raquo; путаются и в нормативных документах, и в обыденном сознании. Изначальное отличие простое: в садике компенсирующего вида слабых детиш ек пытаются подлечить, адаптировать к нормальной жизни, подготовить к поступлению в обычную школу. В коррекционные сады приходят дети с трудноизлечимыми или неизлечимыми болезнями (слепота, глухота, глубокая умственная отсталость), и после садика они пойдут в соответствующие коррекционные школы.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
I вид – для неслышащих детей
II вид – для слабослышащих и позднооглохших детей
III вид – для незрячих детей
IV вид – для слабовидящих детей
V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи
VI вид – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
VII вид – для детей с задержкой психического развития
VIII вид – для умственно отсталых детей
Но содержать две сети похожих по своим функциям учреждений нерационально. В реальной жизни «компенсирующий» и «коррекционный» садик – это одно и то же, за исключением случая с детишками-туберкулезниками. Их садики коррекционными не называют.
Дабы не травмировать население, на вывесках компенсирующих (будем называть их так) детсадов и школ обычно не пишут специфику учреждений, ограничиваясь указанием их вида. Разгадка этого шифра приведена в отдельном боксе.
Компенсирующих садов в Москве не хватает. Ситуация усугубляется тем, что в провинции их не хватает тем более. И родители проблемных детей всеми силами рвутся в Москву для того, чтобы пристроить, а может, и вылечить ребёнка.
Чтобы попасть в такой садик, необходимо представить в комиссию по записи детей в детсады два дополнительных документа. Это направления педиатра из районной поликлиники и врача-специалиста соответствующего профиля из окружного диспансера. Этот специалист, кстати, предоставит вам и список подходящих садов в округе. Комиссия поставит в очередь. Длинную.
Справка об инвалидности, безусловно, поможет, но если мест нет и не предвидится, то ждать всё равно придётся долго. Несколько «легче» детям, чьи болячки видны с рождения: слепым, с ДЦП, синдромом Дауна и т.д. Их запишут сразу после рождения, и они имеют шанс пойти в садик уже в два года. А вот глухим и – особенно – умственно отсталым детям часто приходится ждать до 4-5 лет. Или искать обходной путь записи.
Серьёзнейшая проблема подобных садов, особенно III, VII и VIII вида – невозможность реально контролировать персонал. Неговорящий ребёнок не расскажет, что происходит в садике. Невидящий не знает, чем занимаются воспитатели. Поэтому внимательнейшим образом смотрите на поведение своего ребёнка: с какими чувствами он идёт в садик, с какими возвращается домой.
Есть один неприятный чисто российский нюанс. У нас в педвузы поступают те, кому не удалось пройти конкурс в более престижные институты. А на факультет дефектологии, в свою очередь, идут те, кто не видит для себя шансов стать, к примеру, преподавателем английского. Поэтому настоящих квалифицированных дефектологов сейчас крайне мало, и в основном это немолодые люди.
Справедливости ради скажу, что специальность дефектолога сейчас опять приобретает популярность. Но только за счет тех, кто надеется заниматься частной практикой или работать в частных учреждениях. В госсады (и госшколы) идут либо настоящие подвижники (включая родственников проблемных детей), либо настоящие неудачники.
Один из вариантов компенсирующего садика – садик интегративный. Мудрое решение, смысл которого в том, чтобы здоровые и больные дети занимались вместе, и здоровые помогали ухаживать за больными. К сожалению, мало мам, которые согласятся, чтобы их любимый нормальный малыш ходил в одну группу, к примеру, с даунятами. Хотя очевидно, что это помогло бы ему вырасти более терпимым и порядочным человеком.
Комментарий юриста:
Если поблизости от места жительства ребёнка-инвалида нет специального дошкольного учреждения, в которое может быть принят ребёнок, либо специальной группы для детей-инвалидов в обычном дошкольном учреждении, то ребёнок-инвалид имеет право посещать обычную группу детского сада
Мы имели дело с таким частным садиком. «Здоровую» часть составляли, как правило, братья и сёстры больных детей. Выглядело их соседство вполне гармонично – здоровые ребята очень трогательно заботились о ребятах с синдромом Дауна, синдромом Мартина-Белл и прочими тяжелыми недугами.
Но никто не отменял варварскую инструкцию несуществующего Министерства просвещения несуществующего СССР от покрытого мхом 1968 года. А она прямо запрещает совместное обучение здоровых детей и детей с нарушениями интеллекта. Правда, в 2005 году в подмосковном Реутове был создан судебный прецедент, когда девочке с синдромом Дауна разрешили ходить в обычный детский сад. Так что бороться за свои права можно.
К сожалению, гораздо чаще дело ограничивается созданием садика комбинированного типа. Там для нуждающихся в особой помощи детей создаются отдельные группы. Разумеется, в рамках обычного сада квалифицированную помощь оказать сложнее, потому что больные дети вынуждены жить по общему распорядку садика, что не всегда уместно.
Нехватку государственных учреждений с переменным успехом пытаются восполнить частные. Так, например, многие сады систем Монтессори и Вальдорф создавались именно для помощи отсталым детям. К сожалению, мода взяла свое – в эти садики хлынули здоровые дети, и тратить силы на больных стало просто незачем. Существуют домашние садики, которые содержат родители «особых» детей, но они себя не рекламируют. Иначе придет милиция и разгонит детишек, для которых эта старая квартира с добрыми женщинами, возможно, последняя надежда на нормальную жизнь.
* * *
Самый простой способ – сдать больного ребёнка в интернат. Любопытно, что сердобольные врачи назойливо советуют родителям этот выход. До того назойливо, что кажется, будто им доплачивают за «сданных» детей. Мой совет – посылайте таких врачей на грани мата и пишите заявления в прокуратуру о попытке незаконно разлучить родителей с детьми. К сожалению, иного языка праправнуки Гиппократа зачастую не понимают.
Если не удалось попасть в нужный детский сад – не отчаивайтесь. Садик можно заменить работой с частными специалистами (логопедами, ортопедами, дефектологами и т.д.). Есть также разнообразные детские центры, где проводятся занятия с нездоровыми детьми. Конечно, в пересчёте на часы это намного дороже, чем даже очень крутой садик – так, за четыре академических часа в неделю в «Нашем солнечном мире» мы платим около 12 тысяч р. в месяц.
Напоследок повторюсь: как бы безрадостно все это ни выглядело, в Москве ситуация со «специальными» детсадами гораздо лучше, чем в любом другом городе России.
Адреса, контакты, ссылки
Компенсирующие детские сады Москвы: полный список
Интегративные сады:
Детский сад №1465
Принимают как обычных детей, так и с проблемами развития (синдром Дауна, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, а также детей с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития). Очередь огромна.
Стрельбищенский пер., д. 21а
Тел.: (495) 256-14-46
Детский сад № 2405
Принимает как обычных детей, так и детей с синдромом Дауна и проблемами в развитии.
Южнобутовская ул., д. 88
Тел.: (495) 715-64-63
Детский сад-школа № 1709
Дети с особенностями развития составляют 15-20%.
Ул. Рокотова, д. 4, корп. 4
Тел.: (495) 425-72-22
Детский сад № 492
Крестьянская пл., д. 2а
Тел.: (495) 911-01-57
Детский сад № 281
Донская ул., д. 8
Тел.: (495) 237-01-82
Детский сад № 2314
Мячковский бул., д. 18, корп. 2
Тел.: (495) 658-60-42
Детский сад-школа № 1763
Ул. Таллинская, д. 19, стр. 2
Тел.: (495) 758-66-81
Детские центры:
Бесплатный
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «На Королева»
Ул. Академика Королева, д. 3
Тел.: (495) 602-44-75
Платные
«Инновационный образовательный центр»
5-я Магистральная ул., д. 14, стр. 1
Тел.: (495) 748-11-89
Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»
Ул. Тихая, д. 23, стр. 8
Тел.: (495) 151-54-50
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков
Ул. Кашенкин Луг, д. 7
Тел.: (495) 219-74-87
Ул. Архитектора Власова, д.19, стр. 2
Тел.: (495) 128-98-83
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.